Медиа

Цена метана растет?

Возледороги.ру - профи в размещении АГНКС. Мы подбираем участки для строительства АГНКС в нескольких регионах России для 4 частных компаний, написали несколько статей об АГНКС и сняли несколько видеоинтервью с поставщиками оборудования для АГНКС. Так что мы «в теме».

Начнем с плохих новостей: небольшое и регулярное повышение цен на метан закономерно и неизбежно. Растет себестоимость строительства метановых АЗС (АГНКС) и стоимость их эксплуатации.

Есть несколько причин увеличения затрат инвесторов.

1. На строительство АГНКС "под ключ" требуется не менее 80 млн.рублей без учета стоимости земельного участка. Самое дорогое - это оборудование. Оборудование для АГНКС с почти полной локализацией в России выпускает всего одна компания - Shelf (смотрите на YouTube-канале "Бизнес возле дороги" полное интервью с ее руководителем Тимуром Кечияном). Остальные по сути занимаются либо сборкой из импортных комплектующих, либо просто продают иностранное оборудование. Shelf загружен заказами почти на год вперед, а импорт покупается по возросшему курсу доллара или евро.

2. IT-управление АГНКС по-прежнему основано на импортных комплектующих и софте. Они тоже существенно подорожали из-за курса валют и санкций.  

3. Существенная часть затрат на новую АГНКС - это коммуникации. Для самой скромной АГНКС требуется не менее 250 кВт электроэнергии и 1000м3/час метана. Запросите ТУ - вы удивитесь стоимости и сложности подключения. Здесь нет поблажек даже для Газпрома.

4. Растет конкуренция за хорошие места. Частные инвесторы и даже Газпром больше не хотят размещать АГНКС где-то на окраинах - потребитель уже может выбирать и не хочет тратить время на дорогу к заправке. К тому же, чтобы инвестициии в АГНКС окупились за 3-5 лет, нужен объем реализации метана от 8000 куб.м. в сутки, что можно получить только на высоком трафике в областных центрах или на федеральных трассах. Такую землю на первичном рынке (гринфилд) получить практически невозможного - эта земля куплена и чаще всего освоена 10-15 лет назад . Остается только вторичный рынок. Хорошие места стоят от 15 млн.рублей за локацию, вне зависимости от площади и региона. Сотрудники Возледороги.ру в 2020 году нашли десятки локаций для АГНКС, и реальные спрос-предложения сбалансировались в диапазоне 17-28 млн.рублей за участок.

Все эти факторы, несомненно, повышают затраты компаний-инвесторов на новые АГНКС. Самый заметный игрок на рынке - ООО "Газпром газомоторное топливо" - открыто признал факт роста себестоимости и в августе 2020 года обосновал правительству необходимость увеличения розничных цен на метан, чтобы сохранить экономическую целесообразность строительства новых станций.  За этим последовало повышение цен на АГНКС "Газпром" и у частников.

Однако надо помнить, что от 60 до 90%  объема продаж АГНКС - это корпоративные клиенты. А им предоставляются существенные скидки. Их размер - тайна. Но некоторые участники неофициально признавались, что вынуждены были в ходе торгов уступать до 30%, чтобы получить крупного клиента. Потому что пока основные потребители, как и планировалось гос.программой, это общественный транспорт, коммунальная техника, а также частные компании, владеющие большим парком грузовиков на метане. В малых частных автопарках машин на метане еще мало. Поэтому владельцы АГНКС зачастую ставят завышенную цену на стеле, а потом в ходе торгов дают большую скидку безнальщикам. Так сохраняется необходимый срок окупаемости инвестиций.

В итоге в декабре 2020 года средняя розничная цена на метан колеблется от 15 до 19 рублей за куб.м. Где-то были замечены цены более 20 рублей, но пожалуй, это все-таки исключения. Возможно, в каких-то единичных АГНКС таким образом "отсекаются" частные потребители, потому что мощности станции едва хватает на заправку по контрактам. Или у данной АГНКС вообще нет конкурентов и собственник пользуется доминирующим положением. Безусловно, тут есть работа для ФАС, но единичные случаи не составляют систему, а гоняться за каждым отдельным предпринимателем не хватит ресурса ни у какой гос.структуры.

Но есть и хорошие новости для владельцев транспорта: существенного роста розничных цен на метан не предвидится. На это есть несколько причин:

1. При цене метана более 20 рублей желание автолюбителей переходить на метан снижается: розничная цена пропана (СУГ, СПБТ) выше всего на 2-3 рубля, а стоимость установки ГБО-СУГ намного ниже. К тому же количество пропановых АГЗС по всей стране в десятки раз больше и на них нет очередей.

2. В экономике АГНКС большой "запас прочности": стабильно работающая заправка окупается за 3-5 лет даже при хороших скидках оптовым клиентам. Но для этого нужен большой объем продаж газового топлива. Поэтому владельцам АГНКС выгоднее держать низкую цену и загружать станцию, чем высокой ценой отпугивать клиентов.

3. Метан - это не только экологичное, но и "политическое" толпиво. Перевод транспорта на метан находится под пристальным вниманием правительства. Главный оператор экогаза - ООО "Газпром газомоторное топливо" - хоть и является коммерческой компанией в структуре ПАО "Газпром",  может существенно менять цену только по согласованию с государством. Большого роста правительство дпустить не может - это снизит популярность метана, запасы которого в России огромны.

4. Существенным фактором, влияющим на цену метана для конечного потребителя, является стремительно растущая конкуренция. Кроме "Газпрома" на рынок вышли десятки частных компаний и инвесторов, ранее никогда не интересовавшихся заправками. Бурный рост числа АГНКС ожидается в 2021 году и в последующие 3-5 лет. Далее на этом рынке наступит конкуренция цен (скидок), сервиса и локаций. Некоторым предпринимателям придется смириться с более длительными сроками возврата инвестиций.

Так что если вы планируете инвестировать в метан, то сейчас самое время. Тем более, что в 2021 году за строительство АГНКС пока еще легко получать гос.субсидию - 36 млн.рублей. А вот уже с 2022 года для получения гос.поддержки придется заблаговременно внести планирующуюся АГНКС в схему размещения метановых заправок в регионе, которую утверждает правительство субъекта федерации.

Поэтому торопитесь воспользоваться "окном возможностей". Команда Возледороги.ру готова помочь инвесторам на всех этапах, от выбора участка, до ввода в эксплуатацию .Что важно: мы знаем о планах коллег и можем предложить лучшие места для вашего бизнеса. Так мы помогаем коллегам избежать в перспективе лишней конкуренции и сохранить заданные сроки окупаемости.