Медиа

10 частых вопросов про метановые заправки

10 частых вопросов про метановые заправки
Государственные меры поддержки перевода авто на метан сделали этот газ популярнее СУГ. Огромный интерес к метановым АЗС есть у инвесторов, строящих и эксплуатирующих новые АГНКС, и у транспортных компаний, владеющих большими автопарками грузовиков, автобусов и такси. Обе стороны ищут максимально эффективные форматы сотрудничества.

Эксперты компании Возледороги.ру помогают разобраться в некторых непростых вопросах.

Предупреждаем: здесь не будет ответов на вопросы, подробно рассмотренные в интервью с учредителем компании-производителя оборудования для АЗС Shelf. Н будем повторяться. Лучше посмотрите интервью. Особенно если Вы новичок в метане и планируете строить АГНКС.

https://www.youtube.com/watch?v=c8oPq5W7eco

  Посмотрели? Остались вопросы? Возможно, ответы на них ниже.

1. Можно ли построить АГНКС без подключения к газовой трубе? Это Главный «дополнительный» вопрос от инвестоующих в АГНКС.

ОТВЕТ: Можно. Это на слэнге специалистов называется "Подключение к виртуальному газопроводу". Но возникает вопрос - зачем, почему без подключения? Если есть труба, то лучше к ней подключиться. Во-первых, программа гос.компенсаций строительства новых АГНКС предусматривает обязательное подключение к трубе. Не подключили - не получите 40 млн.рублей. Во-вторых, АГНКС без подключения нуждается в подвозе метана газовозами, и объем заправок в таком случае ограничен в объеме и скорости.  

2. Хочу поставить АГНКС на территории своего автопарка (карьера, стройки), но не хочу строить капитальные здания. Знаю, есть готовые мобильные решения: контейнерные и прицепы-газовозы. Чем они отличаются?

ОТВЕТ: только наличием шасси. Технологически это абсолютно одинаковый набор оборудования. Кстати, производители оборудования настоятельно рекомендуют оснащать такие ПАГЗ дожимным компрессором:  без него «самосливом» из ПАГЗ в транспорт выйдет 50-70% метана.

3. Есть ли компании-владельцы контейнерных АГНКС, которые могут периодически привозить и разгружать мне заправленный контейнер, а увозить пустой? Затем я заправляю свой транспорт и по-необходимости мне привозят заправленный контейнер. 

ОТВЕТ: нам про такие компании неизвестно. Теоретически выгрузить краном заправленный метаном контейнер-АГНКС можно, но грузоподъемность такого крана должна быть более 25 тонн - именно столько весит КАГЗС. Есть ли у Вас на площадке такой кран? Если нет, то нет никакого экономического смысла привозить мощный кран только для разгрузки АГНКС. К тому же АГНКС с блоком баллонов-аккумуляторов, наполненных метаном, опасный объект. И еще такое изделие  оснащено высокотехнологичным оборудованием и электроникой; после перевозки и тряски они требуют осмотра и обслуживания. Гораздо вероятнее, что в ближайшее время появится достаточно много передвижных АГНКС, заправляющих строительную и дорожную технику своими газовозами: приехали, заправили Вашу технику с газовоза-АГНКС и уехали. Стоять на месте весь день никому не выгодно.

4. АГНКС мне нужна лишь временно. Где взять передвижную ПАГЗ в аренду?

ОТВЕТ: теоретически можете. Но мы пока с такими арендодателями не знакомы. Потому что метановая ПАГЗ стоит от 15 млн.рублей. Чтобы она окупилась за 5 лет, необходимо закупать газ у «материнской» АГНКС по цене не выше 12 руб/куб.м., а продавать Вам не дешевле 16 руб/куб.м. плюс оплата Вами транспортных расходов до места заправки. И объем реализации должен составлять от 5000 куб.м. в сутки. Гарантируете такой объем на протяжении 5 лет? Наверняка сложно прогнозировать. Тем более, пока у Вас нет опыта заправки и пробегов Вашего транспорта на метане. Поэтому в нишу мобильных ПАГЗ инвесторы пока не спешат. К тому же для мобильной АГНКС требуются те же документы, что и для стационарной.  

5. Могу я поставить АГНКС на собственной закрытой территории?

ОТВЕТ: Да, можете, если соблюсти требования нормативов. На любую метановую станцию - стационарная она или мобильная - распространятся одинаковые нормы. Чтобы  АГНКС работала по закону, надо пройти всю процедуру: сбор ТУ, проектирование, разрешение на размещение станции. Надо обучить специалистов АЗС и водителей, управляющих транспортом на метане. Если у Вас есть большая территория и Вы готовы потратить от 50 млн.рублей, то обращайтесь к специалистам Возледороги.ру: мы выполним весь комплекс работ - сбор ИРД, подбор оборудования, проектирование и ПНР. Также готовы организовать эксплуатацию силами компании-партнера. После запуска АГНКС Вам останется только оплачивать газ и накладные расходы.

6. Есть ли автоматические АГНКС, без оператора? По типу дизельных КАЗС. 

ОТВЕТ: нет, законодательство запрещает заправку метаном без физического присутствия обученного специалиста. Минимум один сотрудник все-таки нужен - контролировать работу станции. 

7. Где заправлять свою мобильную АГНКС (ПАГЗ)?

ОТВЕТ: на любой АГНКС, подключенной к трубе. Однако есть технические и рыночные особенности. Во-первых, оптимальная емкость метановой ПАГЗ - 10000 куб.м. Сделать меньше нет экономического смысла: вырастет себестоимость 1 куба заправки, т.к. оборудование одинаковое для любого количества баллонов. Сделать объем больше можно, но будут проблемы с транспортировкой прицепа весом более 25 тонн. Во-вторых, заправка ПАГЗС емкостью 10000 куб.м. на обычной стационарной АГНКС к компрессором мощностью 1000 куб.м./час будет длиться (простая арифметика) 10 часов. В это время компрессор будет работать только на этот ПАГЗ и другой транспорт заправлять не сможет. К тому же необходимо делать технологические перерывы, чтобы остывали компрессоры и баллоны - процесс сжимания газа выделяет много тепловой энергии. Поэтому реальное время заправки составит 12-14 часов, в зависимости от оборудования и температуры окружающей среды. Есть ли такая АГНКС рядом с Вами, чтобы на полсуток отдать в Ваше распоряжение отдельный заправочный пост? И будет ли это выгодно обоим сторонам? Все считается индивидуально: есть мощные недогруженные станции «Газпрома», а есть небольшие частные, у которых нет проблем со сбытом и «выключение» из розничной заправки одного компрессора для Ваших нужд просто невозможно. И кстати, не все АГНКС идет мощность 1000 куб.м/час.

8. Какая площадь участка необходима для размещения АГНКС?

ОТВЕТ: от 0,3 Га. В идеале 1 Га, но площадь зависит от многих факторов. Прежде всего от требований Правил землепользования и застройки территории, окружающих участок строений и коммуникаций и прочих. Основное влияние на размещение АГНКС оказывают санитарные и пожарные нормы. 

9. К действующей АГЗС-СУГ добавить метан проще, чем строить новую АГНКС?

ОТВЕТ: и да, и нет. Каждый случай следует рассматривать индивидуально. «Добавить метан» - это по сути новое строительство. Для реконструкции АГЗС-СУГ в мультигазовую Вам необходимо пройти тот же процесс, как и для нового строительства. Даже можете рассчитывать на компенсацию от государства. Если АГЗС-СУГ размещена в соответствии со всеми нормами, то возможно Вам проще будет пройти экспертизу. Однако реконструкция может оказаться и невозможной именно из-за наличия СУГ - между технологическим оборудованием СУГ и компримированный газом тоже требуются пожарные расстояния.

10. Чем отличается АГНКС от КРИО-АЗС?

ОТВЕТ: смотря для кого.

Для инженера: в криогенных АГЗС принципиально другая технология обработки природного газа - он сжижается, а не сжимается, как  в АГНКС. Сложнее технологии обработки, доставки и заправки. 

Для инвестора: КРИО-АЗС пока не распространены, оборудование пока только импортное, а значит дороже. И на КРИО-АЗС пока не распространяется компенсация расходов на строительство. КРИО-АЗС могут быть эффективнее там, где нет возможности подключиться к газовой трубе, а потребность в заправке есть. К тому же жидкого газа можно больше перевезти, чем сжатого, при том же весе и объеме газовоза.

Для потребителей: если на автомобиле установлено КРИО-оборудование, то КРИО-АЗС может заправить авто жидким метаном. Но может заправлять и компримированным (сжатым) газом.

Если у Вас есть другие вопросы про АГНКС, пишите, звоните. Разберемся и дадим ответы.

Специалисты Возледороги.ру «в теме», как никто другой: в настоящий момент мы подбираем площадки под метановые АЗС по заказу нескольких компаний, в том числе «Газпром». По всей России.

Мы работаем с производителями оборудования и опытными проектировщиками, собираем ТУ и прочую исходно-разрешительную документацию. 

Возможно, только у компании «Возледороги.ру» есть уникальные предложения на только формирующемся вторичном рынке АГНКС. 

И все-таки посмотрите интервью с Тимуром Кечияном: