Медиа

Автоматические АЗС. Достоинства и недостатки. Какую АЗС выбрать?

Автоматические АЗС. Достоинства и недостатки. Какую АЗС выбрать?

Для начала определимся с терминами. «Безоператорная АЗС» - это, как следует из названия, АЗС, на которой заправка происходит без участия сотрудников компании-продавца топлива. Точнее, сотрудники все же есть, но они не находятся на АЗС. Но об этом позже.

Широко распространенный термин «автоматическая» АЗС на самом деле некорректен, потому что конечно же никакой автоматической заправки автомобиля не происходит. Все равно требуется участие человека: он вставляет заправочный пистолет в бак, запускает процесс заправки, вынимает пистолет. Это происходит сотню лет и на обычных традиционных АЗС во всем мире. Редко где это делают сотрудники АЗС. Чаще - сами клиенты. И при этом на АЗС есть сотрудники. Раньше они, конечно же, нажимали кнопку, запускающую процесс подачи топлива через ТРК в бак авто и принимали деньги. Но теперь заправить авто во многих случаях можно, не встречаясь с оператором АЗС. Приложения для смартфонов, позволяющие водителю оплатить заправку и запустить ее процесс без участия сотрудников АЗС, есть практически у всех ВИНКов. А еще в России работают Benzuber и Яндекс.Заправки. Популярность заправки через приложения растет. Особенно в больших городах, где время особенно ценно, а пробки на АЗС регулярны именно из-за необходимости сходить к окошку оператора для оплаты.

Будет ли когда-нибудь процесс заправки полностью автоматическим? Чтобы робот открыл крышку бензобака, вставил и затем вынул пистолет. Сложно сказать. Полагаем, так уже не будет. И дело не в технологиях: они как раз вполне позволяют сделать такой робот. Во-первых, он будет достаточно дорогой, чтобы стать экономически целесообразным для владельцев заправок. Во-вторых, самостоятельная заправка не является большой проблемой для водителей. Даже если водитель девушка, а на улице метель. Практика это доказала. И в-третьих, технологии устремились в другом направлении - электромобили. И вот здесь бесконтактные заправки по примеру смартфона уже существуют. Пока лишь в тестовых образцах, но их массовость - вопрос времени. И вот это будут настоящие «автоматические заправки». И тем не менее мы продолжим пользоваться термином «ААЗС» - это привычно и понятно.

Какие виды ААЗС существуют?

По способу размещения топливных резервуаров ААЗС можно разделить на 2 вида: 

  1. C подземными резервуарами.

Их иногда называют «блочными» (БАЗС), т.к. резервуар, навес и прочая технология собраны в единую блочную конструкцию. Такие АЗС имеют более эстетичный внешний вид, что очень важно для городских АЗС и для имиджа компании-владельца. Резервуары в земле надежно защищены от возможных внешних пожаров, ДТП и криминальных попыток украсть топливо. Обычно такие ААЗС комплектуются навесом. Для компактной АЗС с одной двухсторонней ТРК достаточно одной опоры, связанной с фундаментом под резервуаром (снова экономия!). Навес, кроме функции защиты посетителей и электроники АЗС от осадков, выполняет еще 2 задачи - на нем крепятся камеры видеонаблюдения и - оригинальное решение! - горизонтальное рекламное электронное табло с указанием бренда компании и цен на топливо. Во многих случаях поставить традиционную рекламную стелу невозможно из-за площади участка. Да и цена у нее гораздо выше, чем у компактной интегрированной в навес рекламный конструкции. Поэтому такое решение набирает популярность у заказчиков. 

В качестве вывода: БАЗС получили широкое распространение как заменитель традиционных АЗС. В основном на улицах городов. Почему? Читайте ниже «Преимущества и недостатки ААЗС».

  1. С наземными резервуарами.

Чаще всего их называют «контейнерными» (КАЗС) или «модульными», т.к. резервуары, колонки и технология упакованы в один модуль или контейнер стандартных размеров - для удобства и удешевления транспортировки. Безусловно, КАЗС дешевле БАЗС с загубленными резервуарами: меньше расход материалов и большая экономия на грунтовых работах. Хотя, если КАЗС рассчитана на заправку широкого круга потребителей, то придется делать навес и соответственно фундамент для него. К тому же безоператорная АЗС нуждается в видеонаблюдении, а куда вешать камеры, если нет навеса? Тогда вас ждут доп.затраты на столбы. Кстати, на них же размещают и освещение площадки. У ААЗС с навесом большая часть освещения вмонтирована в навес. Если внешний вид КАЗС можно сделать современным и красивым, то пожарные нормы безжалостны к КАЗС вне зависимости от их технологичности: противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий до наземных резервуаров в 2 раза больше, чем от подземных. Из-за требований НПБ-111 размещать КААЗС в местах плотной застройки сложнее. 

В качестве вывода: КАЗС в основном используются либо как временные решения (стройплощадки, карьеры и пр.), либо как ведомственные АЗС на закрытой или удаленной территории. Основные заказчики КАЗС - компании разных сфер деятельности с большим автопарком и большой территорией, строители и сельское хозяйство. В таких случаях можно хорошо сэкономить: обойтись не только без фундамента и навеса, но и без видеонаблюдения.

Увы, иногда «автоматическими» называют и КАЗС, где нет никакой автоматики. В таких заправка идет по-старинке, нажатием кнопки сотрудником. Где находится сотрудник - рядом или далеко - не имеет значения: это не ААЗС. Главное отличие «настоящей» ААЗС -  весь процесс заправки осуществляет клиент (водитель), без какого-либо участия персонала АЗС. И не важно, это КАЗС на территории большой стройки или БАЗС в центре большого города.

По количеству видов отпускаемого топлива ААЗС может быть монотопливоной или многотопливной. 

Монотопливные - это обычно временные или ведомственные КАЗС, которые заправляют дизельным топливом строительную, дорожную или сельскохозяйственную технику. Автобусные парки постепенно переходят на метан, хотя и на их территориях еще встречаются дизельные КАЗС. Такая же ситуация с большими автопарками у логистических компаний.

Многотопливные - это как правило 2-3 вида топлива. На наш взгляд, для коммерческой БАЗС в населённом пункте экономически целесообразно продавать ДТ, Аи-92 и Аи-95. Потому что при строительстве компактной ААЗС с подземным резервуаром он делится перегородками на 2 или 3 маленьких. Деление на 3 резервуара, прокладка дополнительных труб и покупка ТРК на 6 рукавов вместо 4-х несущественно удорожат конструкцию. При этом популярность коммерческой ААЗС на 3 вида топлива безусловно выше.

Заливка топлива на ААЗС неразрывно связана с оплатой. В большинстве случаев берется предоплата. Оплата топлива на ААЗС может осуществляться несколькими способами:

  1. Наличные.

Увы, пока люди не отказались от использования наличных, приходится давать им возможность рассчитаться за топливо «кэшем». И это создает собственнику АЗС дополнительные сложности и расходы. Еще на этапе проектирования и строительства надо предусмотреть встраивание надежного хранилища, установку купюроприемника. Особо щедрые инвесторы раскошеливаются и на выдачу сдачи. Хотя это, на наш взгляд, уже неоправданные траты. Во-первых, автомобилисты обычно заправляются на сумму 500-1000 рублей. Во-вторых, если вдруг автолюбитель не рассчитал свободный объем бака и оплаченное им топливо не поместилось, электроника дает возможность зачислить «сдачу» на карточку участника программы лояльности, если такая есть у клиента, или получить наличные в офисе компании-оператора. И в-третьих, с кажды днем все больше оплат происходит с помощью банковских карт, особенно бесконтактным способом. У ААЗС с приемом наличных денег есть еще одна проблема: известны случаи, когда злоумышленники взламывали сейфы ААЗС. Увы, обычно такие преступления остаются нераскрытыми. Выход: ставить взломостойкие сейфы в составе ААЗС, видеонаблюдение,  договор с ЧОП-группами быстрого реагирования. И самое главное - инкассация 2 раза в день, чтобы не скапливались большие суммы. Все это дополнительные инвестиционные и эксплуатационные затраты, связанные с приемом наличных. 

2. Банковские карты.

Пожалуй, на данный момент самый распространенный способ оплаты для коммерческих АЗС. Люди уже привыкли платить «пластиком», а с появлением технологии PayPass многие вообще переходят на оплату «телефоном». Удобно, просто, практично. Поэтому, если Вы планируете ААЗС, обязательно предусмотрите прием на ААЗС карт самых распространенных карточных систем, включая МИР, и технологии PayPass.

3. Топливные карты.

Основной способ списания топлива или денег с корпоративного счета для ведомственных ААЗС. Если КАЗС обслуживает только клиентов по безналичным договорам, то нет смысла тратиться не только на купюроприемники со всеми вытекающими последствиями, но и на обработку банковских карт. Хотя, если Вы строите коммерческую ААЗС, мы рекомендуем обеспечить прием хотя бы самых распространённых топливных карт. Обычно это заметно повышает объем реализации.

4. Приложения для смартфонов.

Самая новая технология, несомненно имеющая будущее. Еще 2 года назад о такой возможности никто не слышал, а сейчас АЗС без возможности такой оплаты вызывает недоумение в крупных городах. Если у Вас одна или несколько АЗС, нет смысла разрабатывать собственное приложение. Однако обязательно надо подключить Бензубер и Яндекс.Заправки. Это даст Вам определенное преимущество перед менее технологичными конкурентами. В частности, сервис Яндекс.Заправки очень популярен у водителей Яндекс.Такси. Потому что так они имеют возможность заправлять авто, не тратя свои деньги, а списывая их со своего виртуального счета партнера Яндекс.Такси. Конечно, все сторонние приложения берут комиссию. Но зато увеличивают объем реализации. Так что выбор за Вами. Крупные сети АЗС имеют средства на собственный процессинг, ведение программ лояльности и т.д. Поэтому некоторые из них пока не работают с Яндексом. Но для частной сети это может быть спасением в жёсткой конкуренции с ВИНКами.

Достоинства и недостатки автоматических АЗС. Без прикрас, без рекламы. Только факты из опыта коллег.

Достоинства безоператорных коммерческих АЗС.

  1. Главное: для размещения ААЗС достаточно земельного участка площадью от 200м2. Для традиционной - от 700, хотя для нормальной современной АЗС с операторной и минимаркетом - от 2000м2. Конечно, возможность размещения на конкретном участке сильно зависит от окружающих участок зданий, сооружений и коммуникаций. В том числе подземных. Однако часто ААЗС удается «вписать» в участок, в который обычная АЗС никак не помещается по нормативам. В крупных городах сложно найти большие свободные площадки на улицах с активным трафиком. Чтобы санитарные и попарные нормы, ПЗЗ территории и прочее позволили разместить заправку. Именно поэтому коммерческие ААЗС больше всего распространены в городах.
  2. Инвестиционные затраты на ААЗС меньше: не требуется строительство операторной, не надо подводить воду и канализацию. Из коммуникаций только электроэнергия. Кстати, и электрическая мощность требуется меньше. Как правило, меньше площадь асфальтирования. Место слова бензовоза иногда совмещается с местом заправки автомобилей.
  3. Меньше ФОТ. Нельзя сказать «отсутствует ФОТ», потому что за вроде бы «безлюдной» ААЗС в удаленном круглосуточном режиме наблюдает оператор мониторингового центра. И соответственно на одну должность оператора нужны 4 сотрудника (сутки-трое или день-ночь-48). Однако оператор мониторингового центра может контролировать 10-20 и более ААЗС, и вот тогда наступает экономия на ФОТ. Многое  зависит от уровня автоматизации контроля. Или оператор может совмещать наблюдение за ААЗС с другой работой. Например, дежурный сотрудник нефтебазы или обученный охранник. Хотя, безусловно, любое совмещение - это всегда слабое звено.  

Недостатки безоператорных коммерческих АЗС.

  1. Все основные проблемы ААЗС вытекают как раз от отсутствия сотрудников. Главное: постоянное внимание криминала. В России привыкли, что «все кругом колхозное, все кругом ничье». И если сейф с деньгами на АЗС никто не охраняет, значит можно прийти и взять. Так иногда и делают. Именно поэтому ААЗС опасно располагать в глухих безлюдных местах, на трассах и в удаленных деревнях, куда ЧОП будет ехать полдня, а полиция вообще отсутствует. Но даже в оживленных местах жулики готовы рисковать. А потому, как мы написали выше, в ААЗС ставят взломостойкие сейфы и делают инкассацию 2 раза в сутки.
  2. Даже для одной ААЗС необходим целый штат удаленных сотрудников: кроме операторов мотниторингового центра должен быть такой же круглосуточный, но мобильный инженер для устранения возможных технических неполадок. Он же может убирать территорию ААЗС, например зимой от снега. И менять чековую ленту в кассовом аппарате - если лента кончилась и чек не выдается, продажа топлива должна быть остановлена до замены ленты. Именно поэтому экономия на эксплуатационных расходах ААЗС возникает только при наличии в сети нескольких станций в радиусе 50км или если ААЗС - дополнение к традиционным АЗС.
  3. Хотя современные ААЗС отлично защищены от вандалов и в целом пожаробезопасны, это не гарантирует их сохранности. Порезанные шланги, поврежденные намеренно или случайно колонки - обычное дело. Хотя нельзя исключить и более глобальные повреждения. Выход простой - страховать АЗС в надежной страховой компании, компенсирующей потери в случае форс-мажора.
  4. От дураков сложно защититься. Именно такие люди забывают вынуть пистолет из бака или суют в купюрприемник 5000р, хотя на аппарате написано крупными буквами «5000 не принимаются!» Некоторые люди не дружат с техникой и даже голосовые подсказки робота и беседа с удалённым оператором ААЗС не помогают им выполнить заправку своего автомобиля. Как правило, такие горе-водители потом избегают ААЗС. 
  5. При сливе бензовоза нормы требуют полностью прекратить отпуск топлива. В некоторых регионах даже требуют закрывать АЗС шлагбаумами на время слива АЦ. В АЗС с операторами обычно прекращают отпуск только того топлива, которое сливается в данный момент. Полное закрытие ААЗС на время слива снижает популярность заправки - мало кто будет ждать по 30 и более минут до окончания слива топлива. В городе иногда проще доехать до другой АЗС. Хотя если пополнение резервуаров происходит строго в одно и то же время, постоянные клиенты без труда приспособятся к графику работы станции. 
  6. Во всем мире АЗС - это не только топливо, но и сопутствующие товары. По сути, АЗС - это лишь точка притяжения клиентов. Во многих странах заправки больше зарабатывают на сопутствующих товарах, чем на бензине или дизеле. В России эта тенденция тоже сильна. В частности, «Газпромнефть» рассматривает ААЗС как исключение. Их ставят там, где невозможно или нецелесообразно сделать полноформатный магазин с кафе. На АЗС без операторской дохода от нетопливных товаров нет. Иногда практикуется установка автоматических кофемашин и вендинговых аппаратов, но ассортимент в этом случае ограничен, доход мал, а риски потерь от вандалов или криминала велики. 

Что рекомендуют эксперты Возледороги.ру тем, кто выбирает между традиционной АЗС, безоператорной АЗС или КАЗС.

  1. Определитесь с назначением АЗС. Если это временное решение, то лучше купить готовую заводскую КАЗС с нужным количеством резервуаров и ТРК. Если постоянная, то имеет смысл потратиться на капитальное строение.
  2. Если участок позволяет разместить традиционную АЗС со зданием операторной площадью от 80м2, с размещением в ней туалетов для клиентов и для сотрудников и, как минимум, для вендинговых аппаратов, то лучше остановить свой выбор на обычной АЗС. Она проще в эксплуатации. Неважно, одна у Вас АЗС или целая сеть, Вам будет проще. Но, конечно, многое зависит от локации: место, особенности потребительского рынка, конкурентная среда, удаленность от точек снабжения и т.д. От сочетания всех этих факторов зависит выбор формы ААЗС.
  3. Присмотритесь к автоматизации Ваших действующих традиционных АЗС в безоператорные. Возможно, это позволит Вам сократить часть сотрудников, ускорить процесс заправки, а значит и их количество. И самое главное: если Вы выделите земельный участок под операторной в отдельную недвижимость, а операторную назовете «магазин», Вы сможете продавать в нем алкоголь. В этом же здании, если оно называется «операторная» и действует в составе АЗС, реализация алкоголя запрещена российским законом.
  4. В некоторых случаях целесообразно автоматизировать одну или несколько ТРК и перевести операторов только на дневную работу. Или два человека по полдня. Например, первая смена с 6 до 14, а вторая  - с 14 до 22. Таким образом можно сэкономить ФОТ двух человек, необходимых для работы в круглосуточном режиме, но не потерять в качестве и объеме продаж. Есть много АЗС, где количество ночных заправок незначительно. Они могут проходить в режиме самообслуживания. «Непроданные» в ночные часы прочие товары - мизерная часть недополученного дохода по сравнению с расходами на круглосуточную работу сотрудников. К тому же самые востребованные товары можно продавать круглосуточно через вендинговые аппараты, встроенные в здание АЗС. Такие «комбинированные» АЗС, с операторами и кафе-магазином днем и автоматические с вендингом ночью, более 30 лет работают в Европе.

Выбор вида и формата АЗС - дело непростое, зависит от многих факторов. Для принятия обоснованного и экономически оправданного решения требуется многодневная работа нескольких профессионалов разного профиля деятельности, имеющих многолетний опыт. Специалисты по развитию сетей АЗС и по эксплуатации заправок, инженеры и строители, HR и маркетолог - все они должны быть в рабочей группе. Такая группа экспертов должна собрать факты, цифры, информацию. Разобраться в стратегии компании, целях и желаниях инвестора. Посчитать расходы и спрогнозировать доходы. Учесть риски и перспективы. И только после этого вынести заказчику проект решения. Взвешенный и снижающий риски инвестора до минимума. 

Если Вам нужна такая работа, обращайтесь к экспертам компании Возледороги.ру.