Медиа

Метановые АЗС. Цифры и факты. Почему выгодно?

Метановые АЗС. Цифры и факты. Почему выгодно?

Метан - это природный газ, а не продукт нефтехимии, как другие виды топлива для двигателей внутреннего сгорания. Метан практически не оставляет вредных продуктов сгорания. Поэтому он вполне заслужил название «эко-газ». Для заправки транспорта метан высушивают и сжимают (компримируют). Поэтому распространено его второе название КПГ - компримированный природный газ. Или на английском - сompressed natural gas, сокращенно CNG. Именно приставку CNG можно встретить на авто разных производителей, подготовленных в заводских условиях к работе на двух видах топлива - метане и бензине  - от Lada Vesta CNG до Mercedes или, например, VW.

КПГ - самое выгодное топливо для коммерческого транспорта с большими пробегами. Именно поэтому первые CNG-АЗС появились еще в 30-х годах прошлого века вначале в  Италии, а затем широко распространились в Европе и Америке. В России в 80-х тоже начали строить метановые АЗС, однако развал СССР приостановил рост сети.

В новейшей, снова капиталистической, истории России популярность метана среди перевозчиков сдерживалась лишь одним фактором - почти полным отсутствием специализированных АЗС-АГНКС. Понимая это, некоторые предприниматели на свой страх и риск строили АГНКС, часто под собственный парк автобусов или ГАЗелей. Однако строительство АГНКС не каждому по-карману: увы, современные технологии к окончанию 90-х остались только на Западе, а стоимость оборудования измерялась в сотнях тысяч евро. Сейчас на российском рынке можно выбрать не только итальянское, американское или китайское оборудование. Есть несколько российских производителей. Самая известная компания - Shelf. Команда «Возледороги.ру» записала интервью с ее владельцем Тимуром Кечияном. В ходе беседы Тимур Нодарович отвечает на самые важные вопросы предпринимателей, планирующих инвестировать в АГНКС. Ссылку на интервью Вы найдёте в конце этой статьи.

Итак, несколько лет назад ситуация изменилась: правительство всерьез взялось за расширение сети АГНКС. Реально работают различные стимулирующие программы: государство полностью или частично компенсирует затраты на установку ГБО не только производителям автомобилей (ВАЗ, КАМАЗ), но и частным владельцам транспорта, а ООО «Газпром газомоторное топливо» при поддержке региональных властей строит газотранспортные коридоры от Москвы во все направления, чтобы автотранспорт на метане мог проехать как минимум европейскую часть России с севера на юг или с запада на восток. 

Активно строит АГНКС и частный бизнес. В том числе и благодаря гос.программе по привлечению частных инвестиций в развитие сети метановых АЗС:  любому, кто построит новую АГНКС, бюджет компенсирует до 40 млн.рублей затрат. И это не пустые обещания - в 2019 году 58 частных компаний получили эту компенсацию. 

Однако не только компенсация привлекает в этот бизнес частных инвесторов. В первую очередь инвесторам нравится короткий период окупаемости и постоянный рост рынка - по данным Минтопэнерго России количество авто на метане растет в среднем на 30% в год. 

Какие преимущества у метановых АЗС с точки зрения предпринимателя, открывающего АГНКС? 

Кроме уже указанной «стартовой» компенсации и постоянного роста рынка сбыта, на этом виде топлива гарантирована высокая маржа. В 2020 году АГНКС покупают 1 м3 метана по цене не выше 7 рублей за кубометр, а продают в розницу около 16 руб/м3. Оптовая цена жестко контролируется государством и практически не растет, а розничная цена регулируется рынком. Нынешние цены устраивают и клиентов, и собственников АГНКС. Для владельцев авто такое топливо почти в 3 раза дешевле бензина или дизеля. А для собственников АГНКС при среднесуточном объеме продаж свыше 10000 м3 станция окупается за 4-5 лет. 

Эксплуатационные затраты новой АГНКС тоже невелики: это ФОТ, электроэнергия и дополнительные услуги типа инкассации и охраны. Если у АГНКС нет магазина сопутствующих товаров, то в смену достаточно двух человек. Потребление электроэнергии зависит от оборудования и давления в газовой трубе, но как правило затраты на электричество не превышают 0,5 руб на 1 м3 газа. 

У владельцев АГНКС нет затрат на логистику и головной боли с закупкой топлива и контролем его качества - газ поступает по трубе от единого поставщика. Голубое топливо невозможно украсть, разбавить или подменить. Кроме того, такой заправкой очень просто управлять удаленно - все процессы давно онлайн.  

Что приятно для частных владельцев АГНКС, потребитель пока не обращает внимание на бренд заправки: все топливо одинаковое, идет из одной трубы. Разница может быть только в цене, наличии дополнительных товаров и услуг, а также самом качестве обслуживания. Так что привлекательность АГНКС полностью в руках предпринимателя: для успешного бизнеса надо выбрать хорошее место, учесть конкурентную среду и рынок сбыта, выбрать качественное оборудование, предложить дополнительный сервис в виде магазина и кафе, и контролировать работу сотрудников. 

Формируется новый рынок. Важно успеть занять место среди лидеров.

Если Вы планируете инвестировать в АГНКС, обратитесь к экспертам компании «Возледороги.ру». 

Мы подберем Вам участок с учетом возможности размещения заправки и перспективами рынка, а также соберем всю исходно-разрешительную документацию, необходимую для проектирования и строительства АГНКС. 

Мы готовы «под ключ» выполнить весь комплекс работ по созданию для вас «бизнеса-на-метане», с подбором оборудования под Вашу индивидуальную ситуацию, проектированием, строительством и дальнейшей эксплуатацией АГНКС нашими партнерами.