Медиа

Гибридная АЗС: что это и зачем? Улучшаем экономику заправок

Гибридная АЗС: что это и зачем? Улучшаем экономику заправок

Ситуация на топливном рынке вынуждает искать новые решения оптимизации и экономии. Доходы от продажи топлива и СТиУ иногда не покрывают даже постоянные расходы (ФОТ и коммунальные). Как их сократить? Вариант «просто не платить» мы не рассматриваем. Вариант «закрыть АЗС к чертовой матери»  возможен, но это уже отдельная тема. А пока рассмотрим один из вариантов оптимизации и выхода на рентабельность. А именно: как сократить ФОТ и коммунальные? 

Решение: автоматизация АЗС. Полная или частичная

Для существенного сокращения ФОТ надо просто избавить АЗС от необходимости постоянного присутствия персонала. Здесь есть несколько вариантов. Выбор зависит от каждой конкретной ситуации. Специалисты Возледороги.ру готовы оказать платные консалтинговые услуги по выбору оптимального формата АЗС с учетом множества факторов: конкурентной среды, стратегии компании-заказчика, ее возможностей, опыта, наличия компетенций и необходимых сотрудников и т.д. 

Способы сокращения ФОТ можно разделить на 2 направления: перевод АЗС в формат безоператорной или изменение режима работы. Возможно комбинирование. Рассмотрим подробнее

Полностью безоператорная АЗС. 

Радикальное решение. Значительная экономия на ФОТ и коммунальных. Такой формат удобен в больших населенных пунктах, а также если АЗС заправляет транспорт исключительно по безналичным договорам. Если АЗС на закрытой территории АТП, стройки или при другом объекте, такая автоматизация обязательна. 

При переводе традиционной АЗС в автоматическую необходимо учитывать несколько факторов и рабочих особенностей безоператорной заправки.

  1. Кто обеспечит охрану АЗС? 

Обычно это решается комплексно: кроме договора с ЧОПом владелец АЗС организует круглосуточное видеонаблюдение за территорией АЗС. Конечно, для этого требуется круглосуточное присутствие сотрудника возле удаленного монитора. Компании, развивающие целые сети ААЗС, создают для этого один или даже несколько мониторинговых центров, где сотрудники наблюдают как правило сразу за несколькими АЗС. Практика показала, что создание такого центра экономически оправдано при наличии в сети 5 и более автоматических АЗС. Для одной отдельной АЗС есть решение: вывести наблюдение на другую АЗС, где организована круглосуточная работа персонала. Одна из сетей ААЗС сделала такой центр на своей нефтебазе. 

К проблемам охраны относится и место размещение. Увы, вероятность обычного вандализма и даже налета на сейф АЗС исключать нельзя. Такие случаи известны в практике владельцев ААЗС. Камеры зафиксируют факт и процесс преступления, удаленный оператор вызовет ЧОП, но группе быстрого реагирования (ГБР) тоже надо время, чтобы доехать до АЗС. Если АЗС находится в городской черте, то ГБР прибывает за 3-5 минут. А если на трассе? За час от АЗС останутся «рожки да ножки». Поэтому полные автоматы размещают там, где есть постоянная охрана (например, на территории предприятия) или в населенных пунктах, где ГБР ЧОП оперативно приедет. 

2. Как будет обеспечен ремонт АЗС, ее обслуживание, замена чековой ленты в кассовом аппарате, если ААЗС принимает платежи наличными или банковским картами? Зимой нужна уборка снега. Иногда нужна обычная уборка мусора.

Здесь гораздо меньше сложностей: в любой сети АЗС есть технический работник на автомобиле. Ему можно вменить в обязанности и вышеуказанные действия.

3. Слив топлива. 

Никаких сложностей нет, нужны исключительно управленческие решения по организации процесса слива и учета топлива. IT-часть, обеспечивающая контроль и учет, само собой должна быть на любой современной АЗС.

Больше информации про ААЗС, их разновидности, достоинства и недостатки, читайте здесь: https://vozledorogi.ru/media/avtomaticheskie-azs-dostoinstva-i-nedostatki-kakuyu-azs-vybrat 

Учитывая опыт коллег, много лет эксплуатирующих ААЗС, и решив вышеуказанные вопросы, можно смело переводить обычную АЗС в автоматическую. 

Тем более, что на перевод в «робот» вам может хватить 20000 (двадцати тысяч!!) рублей. Конечно, при условии, что у вас на АЗС уже есть нормальный интернет. Как это делается? В конце этой статьи есть ссылка на интервью с Артемом Скворцовым, группа компаний СКОН, которая является пожалуй главным «автоматизатором» заправок в России и СНГ.

Перевод традиционной АЗС чаще всего необходим там, где доход от СТиУ отсутствует или так мал, что ради него держать персонал нецелесообразно. Конечно, если потенциал места позволяет увеличить доход от СТиУ, добавить кафе или мойку, аптечный пункт или иные товары-услуги, то имеет смысл не переводить АЗС в «робот», а заняться смежными видами бизнеса. Или сдать в аренду свободные части помещения или участка при АЗС. Команда Возледороги.ру готова найти партнеров, арендаторов или покупателей на свободную недвижимость. 

Изменение режима работы. 

Чаще всего АЗС работают круглосуточно. Но если посмотреть статистику использования заправки по часам в течение суток, то обнаружится, что на каждой АЗС есть часы пиковой загрузки, а есть и строго наоборот - полного простоя. Например, АЗС в малых населенных пунктах, вне оживленных трасс, ночью не востребованы. Или количество заправок на них ничтожно и не покрывает зарплаты на круглосуточное присутствие операторов. Вывод напрашивается сам собой: на ночь АЗС можно просто закрыть. Охрану можно обеспечить техническими средствами и изменением условий работы с ЧОП, который наверняка и так уже обеспечивает круглосуточную охрану вашей АЗС с тревожной кнопкой и группой быстрого реагирования. К тому же АЗС и ваша ответственность должны быть застрахованы. Если даже потребуется доработка технических средств охраны (видеонаблюдение, сигнализация и пр.), то это разовые и совсем небольшие затраты, которые окупятся за 2-3 месяца отсутствия ночного оператора. А как не терять и ночных мелких клиентов? Теперь есть техническое решение: на ночь АЗС становится автоматической. Как вы уже знаете, всего за 20000 рублей. А утром на работу приходит сотрудник и АЗС становится традиционной. Продажа топлива возможна как через оператора, так и по-прежнему в автоматическом режиме. На выбор клиента. Такая автоматизация обычно увеличивает проходимость АЗС в часы пик. Часто клиенты не хотят от АЗС ничего, кроме топлива. Большинство клиентов готовы самостоятельно заправить автомобиль и при этом не контактировать лишний раз с людьми. Благо, технологии это позволяют. Вы можете подключить свою АЗС не только к собственной системе управления, но также и к сетевым федеральным решениям Яндекс-заправки и Benzuber. Это тоже увеличивает проходимость и объем продаж топлива.

Комбинированные АЗС.

Тут множество вариантов. Как мы уже говорили выше, выбор зависит от каждой конкретной ситуации. Спросите у нас, какой способ подходит именно вам. 

Возможна, как уже было рассмотрено, безоператорная работа АЗС ночью или в выходные, в сочетании с присутствием оператора днем. Или даже лишь в определенные часы. Возможно создание какого-то сопутствующего бизнеса рядом с АЗС, сотрудники которого будут помогать эксплуатации ААЗС. 

Например, на круглосуточной мойке самообслуживания рядом с ААЗС всегда есть сотрудник, который может не только «приглядывать» за ААЗС, но и менять кассовую ленту, убирать территорию или помочь кому-то с заправкой. Кстати, в таком варианте не обязательно и удаленное круглосуточное наблюдение за ААЗС. 

Или есть еще один «хитрый» вариант. Известно, что пока еще на АЗС запрещена продажа алкоголя. Если традиционную АЗС сделать «роботом», а из операторской сделать магазин, то можно продавать алкоголь. При этом сотрудники магазина могут продавать те же СТиУ и помогать в эксплуатации ААЗС. Кончено, операторскую нужно технически и по документам перевести в отдельное здание. Желательно выделить под ней и земельный участок. Хотя здесь уже на усмотрение местного Роспотребнадзора: возможно, если по документам это будет не операторская, а отдельно стоящее здание, расположенное на земельном участке вместе с АЗС, то этого будет достаточно.

Таких вариантов автоматизации и «полуавтоматизации» может быть много. Все они рассматриваются и выбираются с целью повышения доходности бизнеса. Возледороги.ру помогает своим клиентам максимально эффективно использовать коммерческую недвижимости, которая уже есть в вашем распоряжении. Один из наших лозунгов: «Недвижимость должна работать. Мы выжмем из нее максимум». Проверьте вашу АЗС по чек-листу: https://vozledorogi.ru/media/kommercheskaya-nedvizhimost-dolzhna-rabotat 

Рекомендуем также рассмотреть реальный интересный кейс эффективного использования  небольшого земельного участка в городе для размещения компактной МАЗС: https://vozledorogi.ru/media/nedvizhimost-dolzhna-rabotat-vyzhmem-iz-nee-maksimum-c 

Не обязательно быть «предпринимателем на все руки» и все бизнесы вести самостоятельно. Даже в топливе. Если у вас есть свободная земля при традиционной бензиновой АЗС, наши заказчики готовы разместить рядом контейнерные газовые заправки. Пропан или метан. Современный дизайн, самые передовые технологии. С небольшим киоском для оператора. Безусловно, с учетом санитарных и пожарных норм, ПЗЗ и прочих нормативов.

Возвращаясь к автоматизации ваших АЗС. Посмотрите интервью с Артемом Скворцовым. В нем есть много ответов на ваши возможные вопросы, а также просто интересных фактов и рекомендаций