Конкуренция на рынке АГНКС: как сделать прибыльную станцию?
Растет популярность метана, почти каждую неделю открываются новые АГНКС. И хотя рынок метановых заправок далек от насыщения, но в долгосрочной перспективе конкуренция неизбежна. Частным инвесторам, планирующим строительством АГНКС, уже сейчас необходимо задуматься, как в недалеком будущем выигрывать не только у частных АЗС, но и у «Газпрома». Все возможности для этого есть, надо лишь немного смотреть вперед и на этапе проектирования АГНКС предусмотреть комфорт и дополнительный сервис для клиентов или возможность их добавления в будущем.
Начнем с элементарного. Помните, кто ваша основная целевая аудитория - это коммерческий транспорт. Такси, автобусы и, конечно же, грузовые автомобили. На трассе дальнобойщики - основные потребители всех видов топлива.
Поэтому пункт N 1 - это соблюдение базовых требований к участку: место, конфигурация, видимость.
Выбирайте будущее место расположения АГНКС на дорогах с высоким трафиком. Даже «Газпром» сейчас ориентируется только на топовые локации, хотя и не переплачивает за них - бюджеты, отводимые ВИНКами на площадку, примерно те же, что и у частников. Улицы с активным трафиком, основные трассы, большие автопарки - вот точки притяжения. И как бы не соблазняли вас бесплатными или дешевыми участками, расположенными на просёлочных дорогах или «за углом», помните - «бесплатный сыр только в мышеловке». И даже если сейчас, когда у потребителя просто нет выбора, сбыт метана может быть обеспечен даже в странных и неудобных местах, то уже через пару лет клиенты смогут выбирать. И тогда не факт, что даже демпинг в цене сможет привлечь клиентов. Потому что, во-первых, время - это зачастую более важный фактор и время движения до АЗС и обратно уже определяет выбор места заправки. А во-вторых, вы уверены, что выиграете в демпинге, например, у ВИНКов, которые иногда могут себе позволить выполнять «социальную функцию по заправке транспорта».
Размеры и площадь участка должны позволить разместить современный заправочный комплекс с комфортной схемой организации движения для крупногабаритного транспорта. В первую очередь - удобные въезд и выезд.
Обеспечьте видимость АЗС с дороги, особенно на трассе. Если рельеф местности скрывает АЗС, заблаговременно поставьте указатели, предупреждающие водителя о наличии вашей заправки.
Это базовые требования. Более детальные рекомендации экспертов Возледороги.ру по выбору участков под АЗС читайте в статьях:
https://vozledorogi.ru/media/8-faktorov-povyshayushchih-privlekatelnost-mesta
При выборе участка под АГНКС желательно выбирать участок площадью не менее 0,5 Га внутри города или от 1 Га на трассе. Это необходимо, чтобы обеспечить водителей дополнительными услугами . Расскажем о них подробнее.
Важнейшим сервисом для водителей является наличие на АЗС чистого и комфортного туалета. И в городе, и на трассе. Современные водители давно привыкли к удобствам. На трассе водители-дальнобойщики охотно платят за горячий душ.
Не менее привычным удобством является кофе и другие напитки. Также удобно, когда на АЗС можно пообедать или купить еду-перекус с собой. Кстати, для организации горячего питания на АЗС уже не надо оборудовать кухню и держать в штате поваров. Современные технологии позволяют кормить водителей без хлопот. Читайте на нашем сайте про технологию QUMMY: https://vozledorogi.ru/media/mashine-toplivo-voditelyu-eda
Очень хорошо, если у АГНКС есть место для парковки после заправки: водители-профессионалы, проводящие за рулем практически всю жизнь, часто используют АЗС как места для встреч, отдыха и оперативного ТО своего транспорта - помыть стекла и фары, долить "омывайку" или другие жидкости. На трассе большая парковка для грузовиков зачастую становится решающим фактором для дальнобойщиков при выборе места заправки и отдыха. Главное при организации парковки помнить: вначале - заправка, потом - парковка на отдых.
Если при АЗС организована большая парковка для грузовиков, имеет смысл построить павильоны для мелкой торговли запчастями, товарами в дорогу и прочими товарами, востребованными дальнобойщиками. Вести мелкий бизнес вам не придется: помещения охотно снимут в аренду мелкие предприниматели. Для вас это будет и средство привлечения постоянных клиентов-водителей, и дополнительный доход при минимальных затратах средств и времени.
Проектируя АГКНС, надо помнить, что большая часть владельцев грузового транспорта не может себе позволить мгновенно заменить дизельные машины на газовые. Но желая экономить на топливе, они готовы переводить дизельные двигатели на битопливный режим. Технологии перевода на метан давно отработаны и субсидируются государством. В битопливном режиме от 50 до 70 % дизтоплива заменяется метаном. Однако такому двигателю по-прежнему требуется ДТ. Для вас это еще одна возможность привлечь клиентов. Затраты на организацию заправки дизелем незначительны по сравнению со стоимостью оборудования для АГНКС. Продажа дизтоплива не только даст доп.доход, но - и это самое главное! - удержит клиентов именно на вашей заправке. Тем более, что на АГНКС «Газпром», да и на большей части новых частных АГНКС такая услуга не предоставляется. Хотя в Белгородской области уже несколько компаний пошли по пути расширения АГНКС до МАЗС и продают не только метан и ДТ, но и бензины.
Известно, что коммерческий транспорт давно использует газовое топливо. Только раньше основным газовым топливом был СУГ (пропан). Пропановых АГЗС на порядок больше, чем метановых, и оборудование стоит дешевле. Но количество АГНКС постоянно растет, установка ГБО-метан подешевела за счет субсидий, а разница в стоимости пропана и метана постепенно привлекает водителей-профессионалов переходить с СУГ на метан. Однако транспорта на СУГ по-прежнему значительно больше. И продажа СУГа по-прежнему дает стабильный доход владельцам АГЗС. Есть даже целые сети АГЗС, торгующие исключительно пропаном. Поэтому рекомендация экспертов Возледороги.ру при строительстве АГНКС сразу же размещать участок заправки пропаном. ТРК на 2 пистолета и 2 емкости - не существенные затраты в рамках всего проекта, но польза будет ощутимой. Во-первых, очередная статья дохода. Во-вторых, обычно участок СУГ начинает давать прибыль сразу после открытия МАЗС, а метану требуется значительное время для выхода на запланированные объемы продаж. В-третьих, заправкой СУГ вы получаете поток перспективных потребителей метана: те самые водители такси и малотоннажных грузовичков, которые пока еще заправляются пропаном, со временем перейдут на метан. На вашей заправке они получают ответы на вопросы относительно метана, видят процесс заправки, общаются с коллегами, уже перешедшими на метан. Сравнивают цены и считают экономику. Одним словом, активно привыкают к метану. И вам не надо рекламировать метан, убеждать этих водителей - весь этот процесс идет без вашего участия и затрат на рекламу. Если на вашей МАЗС есть необходимый доп.сервис, о котором мы говорили в начале статьи, разумные цены и прочие привлекательные для клиентов факторы, то при переходе с пропана на метан эти клиенты останутся поклонниками вашей станции. А если вы предложите скидки постоянным клиентам или иные программы лояльности, то постоянные клиенты гарантированы.
Прочитайте на нашем сайте статью «Пропан или метан?»: https://vozledorogi.ru/media/propan-ili-metan
Кстати, нет смысла отпускать с территории АЗС потенциальных клиентов, желающих перевести двигатели на метан. Организуйте при АГНКС небольшое СТО на 2-3 поста, где будут оказывать услуги по установке и обслуживанию любого ГБО. Можно собственными силами, можно привлечь партнера или арендатора. Уверены, спрос на такие помещения будет высоким - ведь клиенты уже здесь.
К сожалению, подавляющее большинство нынешних инвесторов, строящих АГНКС, не планируют зарабатывать на новых перспективных направлениях, которые будут востребованы через год-два. Например, заправка метаном ПАГЗов. С ростом числа АГНКС и транспорта на метане растет популярность и востребованность метана как экономичного и экономичного топлива. Но далеко не везде экономически целесообразно строить стационарные АГНКС. В малых населенных пунктах, при сельхозпредприятия и для временных мест скопления техники (стройки, карьеры) гораздо выгоднее производить заправку транспорта ПАГЗами. Но ПАГЗы тоже надо где-то заправлять. И здесь клтенты уже будут выбирать не только стоимость газа, но и плечо заправки. На обычной АГНКС, которые сейчас активно строят по всей РФ, мощность компрессоров обычно не превышает 1000 куб.м/час. Этого вполне достаточно для розничной заправки транспорта и продажи до 20000 куб.м. метана в сутки. Напомним, что объем свыше 8000 в сутки считается достаточным для хорошей окупаемости инвестиций в стандартную АГНКС, субсидируемую государством. А 20000 - вообще мечта владельца АГНКС! Но мощность станции в 1000 куб.м/час не позволит заправлять ПАГЗы и при этом заправлять транспорт. Потому что - простая арифметика - заправка стандартного оптимального ПАГЗа емкостью 10000 куб.м. займет примерно 10 часов. Т.е. примерно полсуток компрессор будет работать только на ПАГЗ. А как быть в это время с транспортом? Поэтому даже если сейчас в месте строительства вашей АГНКС нет спроса на доставку метана ПАГЗом, достаточно предусмотреть возможность расширения станции в случае необходимого спроса. Предусмотрите такой пост в проекте, учтите при прокладке трубопроводов и т.д. И когда в вашей местности появится спрос на заправку ПАГЗов, вы сможете легко и быстро нарастить мощность АГНКС. Это даст значительный доход и конкурентное преимущество перед другими АГНКС.
Еще более перспективный вид заправки метаном - КРИО-АЗС. Отличие от АГНКС в том, что в КРИО-АЗС метан не только сжимают, но и сжижают и такого газа в бак авто помещается значительно больше при тех же внешних размерах. Увеличивается пробег авто между заправками, что очень удобно для больших грузовиков. Предусмотрите на вашей АГНКС установку КРИО-модуля.
Почитайте на нашем сайте еще одну статью про АГНКС: https://vozledorogi.ru/media/10-chastyh-voprosov-pro-metanovye-zapravki
Компания Возледороги.ру подбирает по заказу клиентов участки под АГНКС и МАЗС, собирает ИРД и помогает заказчикам найти лучшее индивидуальное решение для каждой конкретной станции, с учетом конкурентной среды, стратегии компании-заказчика и прочих факторов. Вот 8 причин обратиться в компанию Возледороги.ру https://vozledorogi.ru/media/8-prichin-obratitsya-k-vozledorogiru-za-uchastkom-pod-agnks
Просто поставьте нам задачу! Результат превзойдёт ожидания.
P.S. На конференции "Метан - газомоторное топливо-2021" руководитель компании Возледороги.ру Меркулов Сергей выступил с докладом «Частные сети АГНКС: развитие, тренды, перспективы. Как подготовиться к будущей конкуренции?» Посмотрите и воспользуйтесь опытом коллег: