Медиа

Общественные электрозаправки в России: пора устанавливать?

Общественные электрозаправки в России: пора устанавливать?

Электромобили. Будущее уже наступило.

Еще пару лет назад электромобили были дорогой экзотикой и чаще мелькали в Российских новостях как интересные новинки. И все больше в технологически развитых странах, обделенных запасами нефти и газа, но зато думающих об экологии и экономии. А в России лишь недоуменно пожимали плечами и не обращали внимания на расход топлива. Однако мир быстро меняется. И вот уже Российское правительство стимулирует переход на экономичные и экологичные виды транспорта. Конечно, в первую очередь на эко-газ метан, запасы которого в РФ огромны. Однако экономия от заправки газом заметна только на коммерческом транспорте с годовым пробегом от 100000 км. Для владельцев частного легкового транспорта со средним пробегом 10-15 тыс.км в год установка дорогостоящего ГБО не окупается. К тому же автолюбители как правило эксплуатируют легковые авто в режиме «дом - работа - дача - магазин», и все это в пределах города и в течение светового дня. Дальние поездки только в отпуск или командировку. Для челночной езды на короткие расстояния электромобили - идеальный вариант. И сегодня большинство городских жителей не покупает электромобили лишь потому, что пока это дорогое удовольствие. Хотя есть еще одна причина - сложности с зарядкой. Конечно, для владельцев частных домов, каждый вечер паркующих электромобиль в собственном гараже, нет никаких проблем - на ночь подключил авто к розетке и к утру «полный бак». А вот доехать по трассе на 300+ км может оказаться весьма непросто. Или долго. Потому что современных скоростных зарядных устройств возле объектов придорожного сервиса еще очень мало. Российские дороги нуждаются в создании разветвлённой сети зарядных пунктов. И тогда число частных электромобилей в России резко вырастет. Потому что все мировые автогиганты уже выпускают по несколько моделей электромобилей, и они становятся все доступнее. Самый существенный вклад в электромобилизацию планеты вносит Китай, в котором еще год назад число электромобилей превысило 1 млн., а количество официальных производителей электромобилей скоро достигнет 300! Уже сейчас несколько российских компаний с радостью доставят вам новое китайское электроавто по цене от 1,5 млн.рублей. Так что остановка все-таки за зарядной инфраструктурой.

Что такое инфраструктура для зарядки электромобилей?

Это комплекс личных, служебных и общественных точек зарядки транспорта. С личными все ясно - это персональные индивидуальные станции в распоряжении частных лиц для зарядки своего авто. Как правило, устанавливаются в частных домовладениях. Хотя в новых микрорайонах крупных городов уже встречаются личные «точки доступа» на крытых паркингах. В любом случае главная особенность личных зарядок - они недоступны широкому кругу пользователей. Разновидностью «личных» зарядок можно считать и служебные: одно или несколько зарядных постов для подзарядки служебного транспорта. Ярким примером можно считать московские электробусы, малый коммерческий электротранспорт на закрытых территориях (санатории, производства, логистические и складские комплексы и т.д.). В ближайшем будущем, когда электромобили станут доступнее по цене, служебные док-станции наверняка появятся возле государственных учреждений, на парковках ЖКХ и возле коммерческих офисных зданий. 

Но предпринимателям, зарабатывающим на придорожном сервисе, гораздо интереснее перспектива создания общественной электрозарядной инфраструктуры. Это точки, где любой желающий за оплату может зарядить свой электромобиль, вне зависимости от модели. Спрос на такую услугу уже есть. Электромбилисты готовы платить.

Зачем инвестировать в платные электрозарядки?

Конечно, бизнес - это про получение прибыли. А какая выгода от установки электрозарядок? Есть две основные причины поставить платную электрозарядку прямо сейчас. 

Во-первых, наличие зарядки создает дополнительный поток автолюбителей к вашему основному бизнесу. Что приятно для предпринимателей - это платежеспособные клиенты. Они не будут фокусироваться на ценах. Их больше интересует комфорт и скорость. И во время процесса зарядки они обязательно потратят деньги на комфортное ожидание: пообедают или прогуляются по магазинам. Что им продать, зависит уже от вашей торговой точки. 

Во-вторых, можно получать доход непосредственно от оказания услуги по зарядке. Законодательство это позволяет. Причем стоимость устанавливаете вы сами. Все механизмы давно отлажены, и некоторые операторы готовы предоставить весь комплекс услуг по эксплуатации и получению дохода.

Какие существуют типы зарядных станций? Назначения и отличия.

Коротко говоря, есть два основных типа - «медленные» и «быстрые». Разновидностью быстрых можно считать "ултрабыстрые".

Как следует из названия, «медленные» заряжают авто долго. Их используют как правило для ночной зарядки. У медленных станций есть свои преимущества: стоят они дешевле, для них требуется малая мощность. Обычно домашней 3-фазной сети вполне достаточно. Поэтому медленные зарядные устройства обычно устанавливаются в местах длительной стоянки транспорта.

У «быстрых» зарядок все строго наоборот: заражают авто быстро, но для этого им требуется большая мощность. Например, для полной зарядки в течение часа наполовину разряженной «Теслы» потребуется подключение 50кВт . Для сравнения, обычная домашняя сеть - до 15 кВт. Но зато «быстрые» зарядки незаменимы в общественных местах и на трассах. Там, где водители не планируют долго задерживаться. Поэтому компании-интеграторы зарядных станций в качестве оптимального варианта рекомендуют владельцам объектов придорожного сервиса на трассах устанавливать одно зарядное устройство на 2 скоростных поста и 1 медленный, общей мощностью 100-120 кВт. 

Эксплуатация общественных зарядных станций.

Здесь есть два момента: технический и финансовый. Оба с удовольствием берут на себя компании-интеграторы, которые делают все - от проекта, выбора оборудования и монтажа до расчетов и получения оплаты от клиентов, с удержанием своей комиссии. При работе с такой компанией «полного цикла» технический сторона проблем не вызывает - оборудование максимально автоматизировано и защищено. Что касается финансов, то у владельца зарядки всегда есть выбор - организовывать расчет, получение и учет денег самостоятельно или поручить эту работу сторонней компании. В первом случае компания-установщик может интегрировать вашу «розетку» с IT-системами учета и управления или завести все управление в мобильное приложение. Все зависит от пожеланий и возможностей заказчика.

Какое оборудование выбрать и сколько это вообще стоит? 

Мы не планируем рекламировать конкретную компанию или бренд. Достаточно отметить, что на российском рынке успешно работают несколько компаний, имеющих достаточный опыт и репутацию. Они устанавливают оборудование европейских, азиатских и даже российских производителей. Если сравнивать продукцию из разных концов света, то здесь без сюрпризов: «европейцы» более продвинуты и технологичны, их продукция надежна и проверена. Но и цена европейского качества всегда достаточно высока. На пятки «европейцам» наступают конкуренты из Азии. Ну, и россияне не отстают и уже выпускают свои линейки зарядных устройств для электромобилей. Отечественные производители привлекают ценой, гарантиями и быстрым обслуживанием. В любом случае мы рекомендуем сравнить предложения от разных интеграторов и лишь затем сделать выбор. 

Чтобы лучше узнать о мире автомобилей и зарядных устройств, посмотрите на нашем сайте интервью с экспертами рынка. Своим опытом и информацией поделились Ия Гордеева, Председатель Ассоциации развития Электромобильного беспилотного подключённого Транспорта и Инфраструктуры (АЭТИ), генеральный директор компании-интегратора EV-Time, а также Яна Киприянова, коммерческий директор компании «Мир электромобилей».