Медиа

Что важно знать при покупке земли возле трассы?

Юристы, сопровождающие сделки по приобретению недвижимости, обычно не знают особенностей законодательства, которые определяют размещение зданий возле автомагистралей. Между тем, есть много факторов, существенно органичивающих права собственника и создающих риски для бизнеса.

Эксперты "ВозлеДороги.ру" часто отвечают на вопросы по этой теме, дают профессиональные консультации и выполняют заказы на обследование отдельных объектов на трассах. В этой статье мы решили дать рекомендации, на что надо обратить внимание при покупке объектов придорожного сервиса или земли для их размещения. 

Кому читать? 

  • сотрудникам компаний, которые развивают придорожный сервис, но пока имеют мало опыта в размещении объектов на трассах; 
  • предпринимателям и инвесторам, которые планируют заработать на недвижимости возле автодорог;
  • риэлторам, юристам и девелоперам, которые занимаются коммерческой недвижимостью, но не знают особенностей применения законодательства относительно придорожного сервиса;
  • всем, кто планирует купить землю на расстоянии ближе 150м от трассы.

Все эти люди имеют одну общую цель: снизить риски или совсем их исключить. Команда Возледороги.ру делится своими знаниями и опытом. 

Есть 2 основных заблуждения относительно участков возле дороги.

Первое. Есть частная земля вдоль трассы - можно сделать съезд. Но нет: близок локоть, да не укусишь! Дорога - это тоже коммуникация. Как водопровод или линия электропередач. Чтобы к «подключиться» к дороге, надо получить согласие собственника дороги - «Технические условия» (ТУ). И вам вполне законно могут отказать. Потому что размещение вашего строения повлияет на безопасность движения или нарушит закон об автодорогах. Или противоречит каким-либо нормативам, проектам, концепциям и т.д.

Второе. На землях промышленности вне населенных пунктов вдоль трассы можно строить любую коммерческую недвижимость. Это не так. Потому что Законом «Об автомобильных дорогах…»  (ФЗ-257 от 08.11.2007г.) предусмотрены ограничения на размещение строений в  полосе отвода автодороги и придорожной полосе. Полоса отвода - это земля непосредственно под дорогой (с обочиной, знаками и т.п.). Придорожная полоса - территория с обоих сторон от полосы отвода. Полное определение можно найти в Законе. Главное, что вам нужно знать про полосы: 

  1. в них разрешено размещение только объектов придорожного сервиса (полный перечень читайте здесь: http://vozledorogi.ru/questions#item-8 ). Т.е. строить завод или логистический комплекс нельзя. Магазин автозапчастей можно, а магазин сантехники - нельзя. Потому что здания должны быть "предназначены для обслуживания участников дорожного движения». Однако собственник дороги может разрешить в придорожной полосе и другие виды недвижимости.
  2. ширина полос индивидуальна и зависит от категории дороги. Дороги в России длинные и разные. На одной трассе придорожная полоса может быть в каждую сторону шириной от 25 до 150м. И если ваша земля окажется в придорожной полосе, то на нее будет распространяться действия ФЗ-257. Встречаются и спорные ситуации: трасса проходит через населенный пункт и ограничения могут коснуться даже участков под ИЖС.  

В рамках одной статьи все требования не опишешь. Главное, что надо знать - наличие земли вдоль дороги не гарантирует ее использования для ваших целей. И чтобы снизить риски, надо узнать об ограничениях. Получите градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) и письменно обратитесь к собственнику автодороги. Кому принадлежит дорога - тема для отдельной статьи, следите за публикациями.

 Если у Вас срочный вопрос, напишите нам на info@vozledorogi.ru, и мы дадим Вам персональную консультацию.